Фото Владимира Новицкого
В «табели» комитета по автоспорту – длинный список гоночных дисциплин: этапы автокросса, картинг, спидвей, кольцевые гонки и даже дрэг-рейсинг. Каждый из них по-своему признан и находит заинтересованного зрителя. Ралли-кросс в России еще молод, но уже набирает обороты, завоевывает статус федеральных и весьма престижных соревнований.
Игорь Плотников и его детище |
Гостем журнала «Турбо» сегодня стал Игорь Плотников – гонщик со стажем. В новом сезоне его команда готовит автомобиль для участия в чемпионате России по ралли-кроссу. Причем ребята нацелились на верхний дивизион – Д1!
Не просто кросс
Что такое автокросс и ралли по отдельности – знает почти каждый автовладелец, более или менее увлеченный автоспортом. Дисциплина ралли-кросса сейчас только набирает обороты.
Европейский вид автоспорта всегда отличался зрелищностью. Чемпионаты по ралли-кроссу организуются во многих европейских странах и собирают на трибунах тысячи зрителей. В чем соль? Привычный кросс проводится на гальке/земле/песчаниках и прочих «сыпучих» поверхностях, а ралли строго делится на участки с асфальтом и грунтом. Кольцевая гонка ралли-кросса проходит на смешанном покрытии: галька и асфальт в пропорциях от 60/40 до 40/60. В ралли-кроссе у пилотов есть только несколько кругов весьма короткого кольца (как правило, 800-2000 м), чтобы стать первым – или проиграть. Гонщикам приходится быстро менять манеру управления автомобилем на трассе, чтобы не порадовать зрителей «крышей». Кроме того, весьма сложным вопросом становится выбор покрышек: чтобы и на грунте держали, и на твердом покрытии не подвели. Ралли-кросс интересен своей полной непредсказуемостью.
А что у нас?
В России ралли-кросс проходит не так уж давно. Да и подготовленных трасс для таких кольцевых гонок у нас мало – только в Казани и Тольятти. Классы почти совпадают с европейским стандартом. Европейский ралли-кросс делит участников на 3 дивизиона: Д1, Д1А и Д2. Последний – самый «народный». Там участвуют легковушки с моторами до 2 л и мощностью около 200 л.с. с приводом на одну из осей; масса не превышает 1050 кг. Основные модели класса для Европы – Opel Astra, Renault Clio, Peugeot 306. Автомобили Д1А, несмотря на ограничение литража моторов 1600 «кубиками», значительно быстрее – благодаря мощности в 215-220 л.с. и массе всего 850 кг. Доработки двигателя почти не ограничены, а панели кузова делают из пластика. Особенно популярны Peugeot 206, VW Polo, Skoda Fabia.
Ну и самый быстрый, чемпионский класс ралли-кросса – дивизион 1. Мощность 2-литровых двигателей зашкаливает и за 500 л.с. – благодаря применению турбонаддува. Здесь нет никаких ограничений в доработке мотора и навесного оборудования. Турбина допускается любая! Привод – полный. По сведениям от мастерских, которые готовят подобные «ракеты», с места до 100 км/ч «турбомонстры» разгоняются за какие-то 2,5-3 сек. Прототипы, собранные из пластиковых панелей на жестком «омологированном» каркасе, мало напоминают серийные автомобили.
Именно на них вся ответственность за зрелищность заездов – взрывной старт, «дрифтовые» повороты под шипение и треск «блоу-оффов» и «анти-лагов».
Проверенный каркас переднего бампера |
Новосибирцы в Д1
В нынешнем году команда Игоря Плотникова заявилась на участие в этапе чемпионата России в Казани. Выступать Игорь намерен на MMC Lancer Evolution 6, который всю зиму готовили к летнему сезону. Мы задали Игорю несколько вопросов об участии в ралли-кроссе и его автомобиле.
В ожидании тормозных дисков и суппортов |
– Игорь, вы – участник самых разнообразных спортивных дисциплин авто- и мотоспорта. Почему сегодня вы выбрали ралли-кросс?
– Участвую в кроссовых соревнованиях с 1998 года. Выступал на специально подготовленной «восьмерке» в дивизионе Д1а. Решил испытать себя в самом динамичном классе — Д1. В прошлом году дебютировал на Кубке России и занял 2-е место. За зиму мы почти целиком переделали автомобиль, теперь подождем результатов.
– Расскажите об участии в чемпионате. Что нужно, чтобы зарегистрироваться как участнику?
– Как минимум – приобрести опыт и получить лицензию (документ, дающий право на участие в том или ином виде гонок – Прим. корр.). Разумеется, сделать стартовый взнос и пройти медкомиссию. Но тут уже не первостепенные вопросы.
– Почему в качестве боевого коня вы выбрали «японца»? В Старом Свете в ралли-кроссовых чемпионатах участвуют в основном на «европейцах».
– Готовить к ралли автомобиль европейской марки крайне дорого. А у готовых проектов цена просто заоблачная. Конечно, тысяч за 70 евро берется подержанный автомобиль. Но, опять же, чтобы довести его до конкурентоспособного уровня, надо затратить еще столько же. А Evo 6 подходит идеально: полный привод, 2-литровый мотор, простор для тюнинга – и по сравнительно доступной цене. Комплектующие мы покупали в Японии; это гораздо дешевле, чем в Европе. И автомобиль такой у нас найти проще.
– Насколько сложно готовить автомобиль к гонкам? И во что обходится – как правило?
– Мы практически полностью переделывали автомобиль. Требовалось попасть в «вес» класса – не более 1200 кг. Evolution пришлось «раздеть», заменить многие кузовные панели на пластиковые. Естественно, установлен «омологированный» каркас безопасности, который мы заказывали в Англии. Дело в том, что каркас должен иметь личный паспорт и соответствовать международному стандарту. Серьезным доработкам подверглась подвеска: шведские раллийные амортизаторы «йоленс» (Olins) гравий+асфальт, с регулировками жесткости, спецпружины, впускные и выпускные системы двигателя, тормоза. Все ради повышения динамики автомобиля и четкости управления. И, естественно, безопасности.
«Раздетый» салон |
Конструкция каркаса безопасности |
Комплект таких амортизаторов стоит дорого (7000 евро) |
Двигатель (4G63) ограничен 2 литрами, турбина – любая, но с рестриктором. Возникли сложности с охлаждением. Совсем не хотелось выносить радиатор из моторного отсека. Поговорили с теми гонщиками, кто уже выступал на Evo. Нам посоветовали не мучиться, ставить спереди «интеркулер» помощнее, а радиатор поместить в багажнике. Что мы и сделали.
Сложная конструкция «паука» |
Турбина – любая, но с рестриктором |
А постройка болида обходится примерно в 100 тысяч евро.
– Игорь, ралли-кросс проходит на смешанном покрытии, асфальт и гравий. Какую резину нужно использовать, чтобы эффектно и эффективно откатать круг?
– Выбор покрышек – залог успеха и безопасности. Обычно ставят специальные «слики» для ралли-кросса: очень мягкие покрышки. Такое колесо отлично сцепляется с асфальтом, а на грунте галька как бы впивается в покрышку и создается эффект шипов. Как известно, «слики» выпускают без рисунка. А по условиям трассы механики и пилот уже сами нарезают основной узор – специальной машинкой. Причем кто-то делает правильный выбор, а кто-то ошибается. А цена ошибки – поражение!
– Какой бензин допускается в гонке?
– Ничего необычного – с октановым числом 102. Штатный бензобак заменяют на «омологированный» – емкостью 20 л.
– Сильно ли строга техническая комиссия на соревнованиях? Много ли ограничений в плане переделок автомобиля?
– Как и в любом техническом виде спорта, судьи тщательно проверяют автомобиль на предмет соответствия регламенту. Конечно, в Д1 все немного легче – здесь оговорен литраж двигателя, снаряженная масса, тип привода, жесткий каркас безопасности, системы пожаротушения и еще кое-что. То есть на старт выходят очень по-разному подготовленные болиды. Поэтому, наверное, и исход битвы никогда не предугадаешь.
– Как команда едет на соревнования? Вы – на поезде, а машина – на автовозе?
– Мы приобрели по случаю специальный фургон Karosa. Половина его отведена под жилой отсек, другая – под автомобиль. Очень удобно.
– Игорь, вы – первые из Новосибирска, кто едет участвовать именно в Д1?
– Да, из Новосибирска на верхний дивизион, кроме нас, никто не замахивался. Зато из сибирского региона у меня очень много коллег: Олег Герасимов из Канска, Владислав Решетнев из Кемерова, Игорь Усов из Томска…
Надеемся на прибавление |
– Удачи вам! Ни пуха, ни пера!
Когда Игорь и его команда вернутся в Новосибирск, мы обязательно с ним встретимся. А пока держим пальцы крестиком!